Каждый год в американском городе Луисвилл, что в штате Кентукки, проходит выставка под названием Mid-America Trucking Show, "Среднеамериканское шоу грузовиков". Каждый год сюда съезжаются дальнобойщики со всех концов Соединенных Штатов - выставку посмотреть и свой надраенный тягач показать. А заодно - посетить обязательный концерт рок- или кантри-группы с бесплатными хот-догами и кока-колой. Увы, нынешний салон не мог похвастаться большим числом новинок - во всяком случае, таких, которые были бы интересны по эту сторону океана. Согласитесь, что новый бампер, измененная задняя стенка кабины или, допустим, термометр, встроенный в зеркало заднего вида, - не повод для подробного рассказа на страницах Авторевю! Впрочем, главное на этой выставке - не "новости индустрии", а роскошные грузовики, между которыми можно бродить часами... | ||
Я хотел бы стать американским дальнобойщиком. Честное слово! При этом я не был бы "флит-драйвером" - водителем по найму, который ездит туда, куда прикажут, и на том, что дадут (это, как правило, тягачи в довольно скромной комплектации и с аэродинамичными обводами, помогающими экономить топливо). Нет, я стал бы "оунер-оперейтором" - частником с собственным тягачом, а, может быть, даже и с собственным трейлером. Это - ковбои нынешней Америки, настоящие короли ее трасс... К черту аэродинамику, даешь "дух дикого Запада" - угловатый капот, длиннющие трубы, сверкающие баки, бампер и "бочонки" воздушных фильтров! Взгляните, к примеру, на тягачи Western Star LowMax в заголовке статьи. Правда, впечатляет? Конечно, зачастую owner-operators зарабатывают меньше "наемных" водителей: ведь "частнику" приходится платить за все из собственного кармана, да еще постоянно вкладывать деньги в "любимую игрушку" - тягач. "Вдобавок приходится заполнять тонны документов", - сетуют дальнобойщики-индивидуалы. - И прекрасно понимаешь, что за тебя это никто не сделает..." Впрочем, бывает, что документацию "частника" ведет жена; а если хозяин машины владеет навыками автомеханика, то можно сэкономить и на обслуживании. Кстати, о деньгах: среднестатистический американский дальнобойщик зарабатывает бешеные, с нашей точки зрения, деньги - $850-1000 в неделю, "наматывая на кардан" за это время около пяти тысяч километров. Разумеется, эти деньги достаются нелегко. Hard work, тяжелая работа - говорят про "дальний бой" сами американцы. Хотя на штатовских трассах нет ни бандитов, ни взяточников в погонах (эх, нам бы такое!), здесь хватает своих проблем. Взять хотя бы ненавистные местным водителям весовые станции по прозвищу chicken coops, "курятники". Штрафы за перегруз - самые высокие на американских дорогах! К примеру, в Техасе даже незначительное превышение полной массы обойдется в 185 баксов (для сравнения: штраф за проезд на красный свет - "всего-то" $70). А максимальный штраф за перегруз в том же Техасе - $735! Сами водители жалуются, что их труд ценится наравне с работой уборщика в офисе. Да еще и добропорядочные граждане косятся: носитесь, мол, на своих ужасных монстрах, распугивая легковушки... Зато какой кайф - лететь по залитому солнцем, прямому, как стрела, хайвею, зная, что ты сам себе хозяин и никто тебе не указ! При этом штатовские "тракеры" поглядывают на остальных водителей свысока: разве эти недотепы умеют одним движением руки, без сцепления, переключать передачи в несинхронизированной КПП?! (Американцы называют свои коробки передач crashbox - что-то вроде "грохочущего ящика".) Что касается режима работы, то в США, как известно, нет тахографов: сам водитель должен тщательно заполнять специальную книжку под названием log book. "Времена изменились к худшему, - говорят водители. - Если раньше, к примеру, во время загрузки можно было писать в книжке off duty ("не работаю"), то с нынешнего января это же время засчитывается как рабочее. Правда, все без исключения пишут в книжках неправду и работают больше положенного". Да, по американским меркам это - hard work, тяжелая работа. Но как выглядят "инструменты" для этой работы! Глаз не оторвать... |
||
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
|
||
Затяжной кризис, который несколько лет подряд заставлял американских производителей грузовиков "затягивать пояса", похоже, миновал. Правда, за прошлый год продажи тяжелых грузовиков в США вновь слегка сократились, зато в Канаде - слегка увеличились, так что в целом объем рынка практически не изменился. Если оперировать сухими цифрами, то за прошлый год на территории Северной Америки было продано 178800 грузовых машин в "классе 8" (полной массой свыше 15 т) - против 178890 в 2002 году. Здесь, как и прежде, лидирует Freightliner; следом идет International. А вот в команде производителей "второго эшелона" произошли перемены: специалист по строительным машинам, Mack, сократил производство почти на 20%, уступив третье место компании Peterbilt. Зато американское отделение Volvo Truck увеличило продажи на те же 20%: капотный тягач VN, созданный по европейским стандартам, да еще и модернизированный в прошлом году, пользуется бешеным спросом. Только компания Swift Transportation заказала сразу 4 тысячи таких тягачей: это - один из крупнейших "грузовых" заказов в мировой истории! (Рекордом пока остается контракт на поставку почти 10 тысяч самосвалов и грузовиков Magirus для строительства БАМа.) Это событие - отличный показатель тенденций на "грузовом" рынке Северной Америки: европейская техника медленно, но верно завоевывает американский континент. |
||
|
||
КУДА ТЫ ИДЕШЬ, АМЕРИКА?
|
||
Так, помнится, называлась книга двадцатилетней давности, повествующая о "зверином оскале капитализма" и прочих ужасах американского образа жизни. А если говорить об автомобильной промышленности, то американцы, заполнившие весь мир кока-колой, гамбургерами и голливудскими фильмами, все чаще оглядываются на Европу при создании своих грузовиков! В общем-то, это неудивительно - если вспомнить, что пять из восьми американских производителей грузовых машин (Freightliner, Sterling, Western Star, Volvo и Mack) приналежат европейским концернам. Правда, грузовики "чисто европейской" конструкции с огромным трудом приживаются на местном, невероятно консервативном, рынке. Уж сколько лет концерн DaimlerChrysler рекламирует в Штатах знаменитый Unimog (сейчас несколько экземпляров даже отправились в пробег по Штатам) - а толку, похоже, чуть. Другое дело - технические решения. В этом плане консервативная Америка отстала от Европы лет на восемь - и многие решения, давно известные у нас. Возьмем, к примеру, дисковые тормоза: на европейских тягачах они появились еще в середине девяностых, а Peterbilt и Kenworth лишь пару месяцев назад объявили о начале их установки - причем не на все модели, а только на избранные. А что поделаешь, если американцы не желают отказываться от традиционных "барабанов"?! В Америке клиенты диктуют производителям условия, а не наоборот! Примерно та же ситуация - и с автоматизированными коробками передач (это механические КПП, где ступени переключает автоматика и нет педали сцепления). Сейчас едва ли не пол-Европы уже ездит с такими коробками - а лидер местного "дальнобойного" рынка, Freightliner, только-только начинает устанавливать по заказам аналогичную конструкцию марки Eaton Fuller. И что выйдет из этого - пока неясно: попробуй заставь местных дальнобойщиков отказаться от любимых несинхронизированных коробок с огромными рычагами! Хотите еще более потрясающий пример американской психологии? Как известно, сейчас на большинство западноевропейских тягачей устанавливается передняя противоподкатная балка (FUPS) - стальной брус за бампером, не позволяющий легковушке при лобовом столкновении "поднырнуть" под тягач. Так вот: американский Kenworth T2000 тоже будет оснащаться подобной балкой. А теперь цитируем описание нововведения. "Балка служит для защиты (как вы думаете, чего? - АР) радиатора тягача при лобовом столкновении". Хоть стой, хоть падай: европейцы стремятся спасти жизнь водителя легковушки, а американцы - радиатор... |
||
В МИРЕ МОТОРОВ
|
||
Да, кстати: что новенького в американском двигателестроении? Оказывается, и этот рынок завоевывают европейские технологии! Во-первых, DaimlerChrysler, которому в США принадлежат компании Freightliner, Sterling и Western Star, постепенно переводит продукцию своих филиалов на двигатели марки Mercedes-Benz. И если раньше мерседесовские моторы устанавливались в основном на "непрестижные" грузовики (строительные, развозные), то теперь ими оснащаются - причем в серийной комплектации! - и отдельные "дальнобойные" модели. Примерно та же ситуация - и с американским отделением Volvo. Кроме того, в 2007 году в США вступят в действие новые экологические нормы EPA 07 (сейчас действуют нормы 2002 года EPA 02). И обеспечить их выполнение двигателестроители собираются с помощью системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), хорошо известной в Европе (ее применяют MAN и Scania). Еще один пример: 6-цилиндровые двигатели Cummins мощностью 240-330 л.с. теперь будут оснащаться впрыском common rail, разработанным в содружестве с компанией Scania. Куда ни кинь - везде европейские конструкции и решения... Впрочем, местные двигателисты не собираются сдавать позиции. На выставке дебютировал новый супермощный агрегат Caterpillar С15 (рабочий объем - 15 л, мощность - 625 "лошадей"). Максимальный крутящий момент - аж 2780 Нм при 1200 об/мин! Компания называет этот мотор King of the Hills, "король гор". А Сummins, в свою очередь, предложил интересную новинку - бортовой дизель-генератор для тягачей, позволяющий экономить топливо на стоянке. Он вырабатывает напряжение 12 В (бортовая сеть американских тягачей - 12-вольтовая!), а с помощью повышающего трансформатора к сети можно подключать даже 110-вольтовые приборы ("бытовое" напряжение в США - не 220 В, как у нас, а 110). |
||
...И НИКАКОГО КАПОТА!
|
||
Нет-нет, американцы не собираются отказываться от излюбленной "носатой" компоновки своих тягачей. Совсем наоборот: на нынешней выставке не было показано ни одного бескапотного "дальнобойщика". Как известно, длина тягачей в Штатах не ограничена - так что "нос" можно сделать хоть трехметровым (главное, чтобы в поворот машина вписалась!). Но в секторе развозных грузовиков царят совсем иные тенденции... Перед вами - два новых городских грузовика. Тот, что с капотом - чистокровный "американец", Peterbilt 335. Взгляните на интерьер его кабины: примитивная передняя панель с неприкрытыми шурупами, масса мелких приборов, узкое лобовое стекло, громоздкая "кочерга" рычага КПП... В общем, все то, к чему давно и прочно привыкли американцы. А вот - бескапотная машина, разработанная сразу тремя компаниями: Ford, International и Mazda (японцы предоставили кабину). Чувствуете разницу? Здесь - по-европейски светлый и эргономичный интерьер, привычные нам приборы и органы управления, отличная обзорность. Не удивлюсь, если и на ходу грузовик похож на "европейца"! Эту машину будут выпускать в Мексике сразу под двумя названиями - International CF и Ford LCF. Двигатель - V-образная "шестерка" International. Разработчики этой модели считают, что в будущем развозные машины "европейско-азиатского" типа покорят сердца американцев. Впрочем, так оно и есть: компания GMC уже устанавливает на свои грузовики бескапотную кабину Isuzu, да и сами машины Isuzu неплохо продаются на местном рынке. Интересно, что коробки передач многих развозных грузовиков в США (независимо от марки и компоновки) - автоматические. Знаете, почему? За руль этих машин часто садятся те, кто прежде водил исключительно легковушки. А среднестатистический американец просто-напросто не умеет орудовать рычагом механической КПП... |
||
СИЯЮЩИЕ ТРЕЙЛЕРЫ
|
||
Wabash, Utility, Great Dane: все это - марки полуприцепов, в изобилии показанных на выставке. Эти "фуры" существенно отличаются от привычных нам, европейских... Прежде всего, американские трейлеры (за редким исключением) - двухосные. Как известно, в Штатах принята комбинация "три плюс два": три оси у тягача, две - у полуприцепа. Самый распространенный материал, из которого делают кузова (в том числе самосвальные), - алюминий, да еще зачастую и полированный. Даже прозаические полуприцепы-скотовозы, в которых возят коров и овец, сверкают зеркальными бортами! Кроме того, сейчас на американские полуприцепы начинают устанавливаться сверхширокие одинарные шины - взамен привычных, сдвоенных. |
||
ОТКУДА ДУЕТ ВЕТЕР? | ||
Из новейшей аэродинамической трубы, которую построил Freightliner при помощи авиакосмического управления NASA! Этому сооружению могут позавидовать не только американские, но и европейские "грузовые" производители: здесь - новейшие технологии и материалы, десять могучих вентиляторов (их суммарная мощность - 2500 л.с.), компьютеры, позволяющие следить за потоками в разных точках автомобиля... Для чего все это нужно? Конечно же, для того, чтобы грузовики Freightliner были еще более обтекаемыми, экономичными и конкурентоспособными. Между прочим, и здесь без европейцев дело не обошлось: мало того, что сама фирма принадлежит концерну DaimlerChrysler, так еще и кураторами проекта стали мерседесовские специалисты. |
||
ЗА ПАВИЛЬОНАМИ
|
||
Впрочем, пора покинуть павильоны: взглянем лучше на традиционный смотр самых красивых тягачей Америки под названием Pride and Polish, "гордость и полировка".
Мы предлагаем к продаже качественнные грузовики европейского и американского производства. |
Вернуться назад