Спецконтингент
Freightliner Century Class
Оружие дальнего боя
|
Некрашеный бампер и заботливо укрытые пластиковой защитой бока - настоящая рабочая лошадь, хоть и не лишенная соответствующего шарма |
Это произведение искусства не способно оставить равнодушным никого - ни знатока техники, ни случайного зеваку. Мимо такого автомобиля просто нельзя пройти без всяких эмоций - он создан, чтобы его любили или ненавидели. Причем сразу, с первого взгляда, окончательно и бесповоротно. И дело тут не в монументальности размеров и необычности форм. Скорее, причиной всему тот дух свободы и безмятежности, с которым тысячи подобных монстров продолжают гонять по бесчисленным хайвеям и интерстейтам Северной Америки. Не первый год известный у нас, успевший великолепно зарекомендовать себя в сибирских условиях, любой американский трак продолжает оставаться настоящим шоу-стоппером, встречаемый и провожаемый восхищенными взглядами. Так было и так будет всегда.
|
Марка Freightliner стала одним из первых массовых брендов, с которых началось покорение России заокеанскими тягачами. Причем наиболее известным и распространенным стало семейство Century Class, идентифицируемое большинством из нас как "просто Freightliner". Эти автомобили неоднократно становились героями телепрограмм, газетных и журнальных материалов, а потому широко известны не только среди профессионалов-дальнобойщиков, но и рядовых обывателей. Впрочем, ничего удивительного - став плодом сотрудничества Freightliner и Daimler-Benz, этот "аэродинамический" тягач изначально рассчитывался на массовое использование транспортными компаниями, для которых главными показателями автомобиля являются надежность и экономичность. Хорошая динамика, скромный по меркам класса расход топлива, некрашеный бампер и заботливо укрытые пластиковой защитой бока (мало ли что, водители-то наемные), минимум хрома в отделке и единственная выхлопная труба - настоящая рабочая лошадь, хоть и не лишенная соответствующего шарма. Иное дело частные перевозчики - воспитанные на многолетних традициях, они отнеслись к новинке более чем прохладно, предпочитая приобретать дорогое, но столь милое сердцу "хром и пламя" модели Freightliner Classic...
|
"Безопасность начинается здесь" - весьма актуальная надпись возле ручки водительской двери |
|
Селектор АКП имеет клавиши "ручного" режима, а подробнейшая инструкция по эксплуатации коробки передач изложена на специальной табличке |
|
"Паровозный" Detroit Diesel не задушен экологическими "удавками", однако по многим нормам превосходит своих европейских собратьев |
|
Гигантский спальный отсек Freightliner оснащен всем необходимым оборудованием: холодильником, телевизором, микроволновой печью и прочими элементами тяжелой работы дальнобойщика. Такой "дом на колесах" отлично смотрится даже в пластиковом заводском исполнении, а в частных руках быстро обрастает кожей, полированным деревом и иными предметами домашнего уюта |
|
|
Рабочее место водителя американского трака - образец комфорта, иноформативности и продуманной эргономики |
|
С таким количеством огромных наружных зеркал все пространство позади автомобиля видно как на ладони |
На маневры огромного красного тягача Freightliner Century Class даже через несколько часов после закрытия "Сибавтосалона" пришло посмотреть немало народу. Случайные прохожие, водители проезжавших мимо автомобилей, рабочие, разбиравшие уличные павильоны - все на несколько минут забыли о насущных проблемах и просто стояли, не отводя от гигантского трака восторженных взглядов. А он, угрожающе урча дизелем, радовался произведенному эффекту и одновременно ужасно злился на узость иркутских улочек, многие повороты на которых приходилось выполнять в два и более приема. Впрочем, никого из соседей по потоку это не возмущало -все терпеливо ожидали, когда гигант впишется в очередную развязку. Причем даже без многометрового прицепа за плечами. Ничего не поделать, рожденный свободным, Freightliner явно не ориентирован на жесткие пространственные рамки перенаселенных мегаполисов, его стихия - вольная трасса. Только здесь 12,7-литровая рядная "шестерка" Detroit Diesel мощностью 525 лошадиных сил может вдохнуть полной грудью, только здесь удастся оценить удобство управления и продуманность всех систем автомобиля, только здесь можно почувствовать, как идеально перебирает передачи АКП. Что? Да, главной изюминкой этого Freightliner является автоматическая коробка передач - явление для европейских тягачей уже обыденное, но у "американцев" встречающееся нечасто. При том что с трансмиссиями у легкового транспорта ситуация на обоих континентах абсолютно противоположная. Однако АКП у этого Freightliner хотя и снабжена характерным селектором с буквенными обозначениями режимов движения, но имеет мало общего с традиционными гидромеханическими "автоматами". Это обычная 10-ступенчатая механическая КП Eaton Fuller, снабженная электронным блоком переключения передач. Но все особенности такого решения способен оценить лишь тот, кому приходилось сталкиваться с заокеанской "механикой". Дело в том, что на большинстве американских траков КП несинхронизированные, снабженные так называемыми зубчатыми муфтами легкого включения. Иными словами, теоретически переключение передач в такой коробке должно производиться с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. Совершенно архаичный по сегодняшним меркам вариант, однако американские truck-drivers ни за что не откажутся от таких КП - при известной доле сноровки переключать передачи здесь можно вообще без сцепления. Главное - "угадать" оптимальные обороты двигателя, после чего быстро вытолкнуть рычаг в нейтраль, слегка поддать газу и столь же быстро "воткнуть" нужную передачу. Риск включить "не ту" передачу минимален - жуткий вой и грохот шестеренок сообщат об этом незамедлительно. Наверное, потому заокеанские дальнобойщики и прозвали такую трансмиссию crashbox - "гремящая коробка". В этом плане АКП как нельзя лучше подойдет для обучения начинающих водителей, незнакомых с особенностями "переключения по-американски" - автоматика сама подберет оптимальную передачу и включит ее точно вовремя, без хруста и прочих посторонних звуков. Причем коробка позволяет пользоваться собой и в "ручном" режиме, для чего на рукоятке селектора присутствуют клавиши "вверх" и "вниз", а дисплей на передней панели информирует о наиболее предпочтительной в данный момент передаче. Хотя нажатие на клавишу "ручного" режима, в отличие от легковых автомобилей, здесь вовсе не гарантирует немедленное переключение - это скорее лишь декларация о намерениях, поскольку АКП все равно будет дожидаться соответствующих оборотов, прежде чем выполнить команду водителя. В общем, идеальный полигон для обучения, способный быстро сориентировать во всех нюансах управления таким автомобилем. Еще из особенностей этой АКП следует отметить отсутствие парковочного режима - только нейтраль. Зафиксировать машину на месте можно лишь следующим способом: выжать педаль сцепления (да-да, для таких случаев она здесь и предусмотрена), перевести селектор в нейтраль, полностью остановить тягач и нажать огромную желтую кнопку на передней панели, после чего пневмосистема Freightliner намертво "схватит" колеса.
|
Единственная выхлопная труба, минимум хрома в отделке, но регулируемое из кабины положение седла - налицо ориентация автомобиля на использование в транспортных компаниях |
В остальном - обычный Freightliner с не задушенным европейской экологией, но не уступающим ей по нормам выхлопа дизелем, бесконечным простором в кабине, великолепной эргономикой водительского места и всем необходимым оборудованием в необъятном двухэтажном спальнике. С отличной обзорностью в гигантских зеркалах, круиз-контролем, кучей электронных систем устойчивости и самодиагностики, регулируемым из кабины положением седла и прочими составляющими тяжелой работы дальнобойщика. Еще бы для всякой тяжелой работы были такие "инструменты" - глаз не оторвать...