Главная Статьи Грузовики FREIGHTLINER Freightliner экспериментирует .Журнал "Автотрак" N5 2003г.

Новости
Вернуться назад

Freightliner экспериментирует .Журнал "Автотрак" N5 2003г.

Freightliner экспериментирует
 

Материал предоставлен журналом "АВТОТРАК"

Посетить страницу журнала

 

В июне концерн Freightliner показал правительству США демонстрационный тягач Freightliner Century Class S/T, оснащенный экспериментальным комплексом SET (Safety Environment-Technology) для тяжелых грузовых автомобилей.

В данном комплексе конструкторы объединили сразу несколько "продвинутых" электронных систем, направленных на повышение безопасности движения и эффективности машины, а также на снижение токсичности выхлопных газов. Некоторые из этих систем уже серийно устанавливаются по отдельности на фрейтлайнеровских грузовиках, но здесь они объединены, усовершенствованы и дополнены одной весьма интересной новой разработкой. С нее и начнем.
Дотошные специалисты из американского департамента энергетики подсчитали, что работающий на холостых оборотах двигатель грузовика (на стоянках, а также во время разгрузки/погрузки) ежегодно обходится владельцу в сумму около $1800, затрачиваемых на топливо и техобслуживание. Причем главным образом водители "гоняют" мотор на холостых оборотах для того, чтобы тот питал на стоянках бортовое электрооборудование грузовика (кондиционер, СВЧ-печь, холодильник, телевизор и т.д.), не разряжая аккумуляторы.
Поэтому чтобы уменьшить время работы двигателей на холостых оборотах во время стоянок, а также снизить расход топлива, шумы и уровень выхлопа, Freightliner представил на демонстрационном грузовике концептуальную систему топливных элементов (fuel cell), разработанную специально для грузовиков совместно со специалистами фирмы Ballard Power Systems.
Напомним, что топливные элементы, так популярные сегодня, представляют собой устройство, где в результате химической реакции между водородом и кислородом выделяется электроэнергия. Представленная Freightliner система состоит из собственно самой топливной секции, а также топливообразователя, в котором водород для будущей реакции выделяется из метанола. Установка вырабатывает постоянный ток напряжением 42 В и мощностью
5 кВт. Это электричество как раз и используется для подзарядки бортовых аккумуляторов и питания электрооборудования в кабине, что отменяет необходимость "молотить" дизелем на стоянках.
Теперь поговорим об установленных на грузовик системах, повышающих безопасность движения.
Roll Advisor & Control - эта разработанная совместно с Meritor WABCO система предупреждает водителя о потенциальной опасности заноса и опрокидывания и при необходимости самостоятельно притормаживает грузовик. Устройство состоит из двух компонентов.
Roll Stability Advisor выполняет функцию своеобразного "электронного наблюдателя", который предупреждает водителя, если тот ведет грузовик слишком рискованно, на грани заноса и переворота.

Сигналы опасности выводятся на информационный дисплей, стоящий на панели перед водителем. 
Если же водитель "зевнул" момент и машину "понесло", в дело тут же вступает второй компонент системы - Roll Stability Control, который посылает сигнал электронным блокам на уменьшение мощности двигателя, включение моторного тормоза или основных тормозов. Эти меры подтормаживают грузовик и снижают силы, стремящиеся развернуть и опрокинуть машину. Когда же грузовик стабилизируется, электронная "удавка" с двигателя снимается, а тормозные системы отключаются.
Lane Guidance (слежение за разметкой) - система, отслеживающая положение грузовика относительно дорожной разметки и предотвращающая его опасный выезд из своего ряда, если водитель отвлекся или попросту заснул.
Комплекс Lane Guidance состоит из цифровой камеры на лобовом стекле внутри кабины, центрального процессора и двух динамиков. Камера постоянно собирает визуальные данные, оцифровывает их и посылает в центральный процессор. Используя программное обеспечение, распознающее изображение, процессор определяет момент, когда автомобиль приближается слишком близко к линии разметки. Если это происходит и водитель при этом не включил сигнал поворота, система дает громкий звуковой сигнал опасности. Причем если грузовик отклоняется влево, сигнал раздается из левого динамика и наоборот.
Eaton-Vorad EVT-300 Collision Warning System - за мудреным названием стоит система предупреждения столкновений, которая постоянно сканирует пространство радарами, стоящими спереди и сбоку. Когда в опасной близости от грузовика засекается объект (стоящие или медленно едущие автомобили), водитель получает визуальный и звуковой сигналы предупреждения. На представленном грузовике EVT-300 также объединен с "умным" круиз-контролем SmartCruise, который помогает автоматически поддерживать заданную скорость и безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля.
Фирма Freightliner пока не сообщает, когда грузовики с комплексами, подобными SET, появятся на конвейере. Сейчас Freightliner совместно с американским департаментом транспорта продолжает работы над развитием этих "умных" систем помощи водителю, которые не только предупреждают и советуют, но и при необходимости сами управляют грузовиком. И учитывая постоянно ужесточающиеся нормы экологической и дорожной безопасности, можно смело предположить, что появление на дорогах вышеописанных машин с топливными элементами и "электронными стражами" уже не за горами.

 

 

 

 
 

Так выглядит установленная на грузовик система топливных элементов.

Журнал "Автотрак" N5 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Другие статьи

Рейтинг@Mail.ru