Новости
Вернуться назад

Реэволюция

Так все-таки революция или эволюция? И то и другое! Потому что американский концепт-трак Freightliner Revolution, с которым я познакомился на полигоне Daimler в Германии, - попытка революционных перемен в "грузовом" мире. А вот серийные новинки из США, Китая и Индии, которые я водил на том же полигоне, показывают, куда эволюционирует "грузовой" автопром всего мира...

ООтправляясь в Германию по приглашению из штаб-квартиры Daimler, я не знал, какие именно машины буду испытывать. Повод для поездки был скорее политическим: моего давнего знакомого Георга Вайберга, главного разработчика "грузового" подразделения Daimler Trucks, провожали на пенсию, а ему на смену пришел Свен Эннерст.

Вайбергу 65 лет: по нашим меркам еще работать и работать! Но в Германии "орднунг ист орднунг", порядок есть порядок. "Мы и так трижды продлевали Вайбергу контракт на работу в компании", - признались немцы.

Столь одержимых технарей, как Вайберг, в Европе все меньше: пару лет назад, после поездки на новом Актросе, Вайберг подсел ко мне за ужином и начал обсуждать тонкости поведения тягачей разных марок, рисуя на подвернувшемся листке графики колебания подвески кабины... Кстати, главная заслуга Вайберга - как раз создание нынешнего модельного ряда Euro 6, от Актроса до развозного Atego. Но вся эта гамма уже дебютировала, а что Вайберг и коллеги покажут теперь?

И вот мы на закрытом полигоне в Верте, где Daimler испытывает все свои грузовики. "До сих пор журналистов сюда не пускали", - улыбаются немцы. Неудивительно: около ангаров стоят грузовые Мерседесы в камуфляже - впрочем, уже неактуальном. Ведь такие же машины, только без камуфляжа, выстроились на дороге полигона: бери хоть новый Actros, хоть Unimog и катайся. Но на Мерседесах я ездил немало, а вот там, на краю шеренги... Да это же модели из "мировой гаммы"!

Как известно, Daimler - самый крупный игрок на мировом рынке тяжелых грузовиков: в 2012 году концерн поставил во все страны 336 тысяч машин полной массой свыше шести тонн. Следом идут Volvo и китайский Dongfeng: шведы недавно купили 45% компании Dongfeng и заявили, что теперь-то они станут главными в мире, но пока плодов объединения не видно.

Зато Даймлеру в Америке принадлежат Freightliner, Western Star и производитель агрегатов Detroit Diesel, в Японии - Mitsubishi Fuso, в России - акции КАМАЗа, в Китае создано совместное предприятие Foton-Daimler, а в Индии начало работу дочернее подразделение BharatBenz. И все они используют даймлеровские компоненты!

Но, разумеется, грузовики, которые производятся концерном либо при его участии в других странах, отличаются от привычных Мерседесов. И знаете насколько?

 

   

Freightliner Revolution разрабатывали с чистого листа...

...и продували в аэродинамической трубе

Попытка революции

Скучным стал европейский "грузовой" мир! Ну, двигатели Euro 6 (которым подавай сверхчистую солярку), ну, бесконечный рестайлинг (фары такие, фары сякие), ну, столь же бесконечное совершенствование бортовой электроники (кажется, она вот-вот совсем заменит водителя). А где рывок в будущее?

Пожалуйста: перед вами концепт-трак Freightliner Revolution из Америки. "Мы дали полную волю фантазии", - уверяют разработчики.

 

   

Обстановка в кабине вполне традиционна для "американцев", за исключением кофеварки, столика и дисплеев вместо зеркал

 

   

На панели - место для планшета

Это не реальные приборы, а их компьютерное изображение

Получилось любопытно с точки зрения техники, хотя и недешево: наружные панели (оперение, крыша и т.д.) карбоновые, рама - алюминиевая, причем с топ­ливными баками внутри лонжеронов, последний мост - отключаемый (на хайвеях машина идет с колесной формулой 6х2, а при необходимости превращается в 6х4).

Но сразу возникает вопрос: почему здесь такой короткий "спальник"? Ведь "американцы" славятся спальными отсеками размером с дачу, благо длина тягачей в США неограниченна! Однако на этот раз дизайнеры сделали спальную полку настолько узкой, что нормально улечься на ней можно разве что на боку. Более того, в походном положении этой полки вообще не существует, поскольку она трансформируемая.

 

 

На "корме" тягача - полоса светодиодных огней

Правой двери тоже нет, а вместо нее - люк, ведущий прямо в кабину: через него дальнобойщик будет загружать сумку с вещами. И что, всю дорогу сумка будет просто стоять на полу? Раз кровати нет, то и багажного отсека под ней не существует!

 

   

Сзади - сдвижная дверь, справа, вместо двери - люк для вещей

Функцию зеркал заднего вида выполняют видеокамеры

Другое странное нововведение - сдвижная дверь посреди задней стенки. Во-первых, ее наличие теряет смысл, если сзади прицеплена фура или в кабине разложена кровать. А во-вторых, спать животом или спиной к двери - сомнительное удовольствие: от нее же будет тянуть холодом!

Процесс подготовки к ночлегу - тот еще рок-н-ролл: сначала надо сложить спинку водительского кресла, придвинуть кресло до отказа назад и опустить на него одну из трех частей кровати. Далее у жесткого пассажирского "стула" (нормального кресла сменщика тут тоже нет) "сидушка" сдвигается вбок, образуя вторую часть кровати, а спинка опускается и превращается в третью часть. Да-а...

 

   

Сначала одна подушка опускается на сиденье...­

...потом вторая сдвигается вбок...

   

...опускается третья - и получается...

...кровать во-от такой ширины!

При виде этой чудо-кровати возмутятся даже европейские дальнобойщики, привыкшие к нормальным матрасам шириной 80-90 см. Что уж говорить об американцах, которые в своих траках спят на кроватях метровой ширины.

Но, может быть, все это компенсируется невиданными решениями рабочего места водителя? Видеокамеры с мониторами вместо зеркал заднего вида мы уже видели не раз - например, на французском концепт-траке Renault Radiance 2008 года. Щиток с компьютерным изображением приборов тоже - скажем, на опытном тягаче Iveco Stralis Engage 2009 года.

 

 

Конденсатор кондиционера навесили на раму сбоку. Это позволило сделать радиатор системы охлаждения компактнее

   

Шины - сверхширокие, односкатные

Задний ведущий мост - отключаемый

А вот - кофеварка с завлекательной оранжевой кружкой прямо на передней панели. Но дальнобойщики и так ведут нездоровый образ жизни, а тут конструкторы хотят им быстренько посадить сердце! Ведь водитель будет волей-неволей нажимать кнопку "Сварить кофе" не раз и не два за день.

Да и само название Revolution смущает. Мы-то знаем, чем заканчиваются революции!

Локомотив Америки

Но в сторону утопии: давайте прокатимся на серийном флагмане Даймлера в Штатах - тягаче Freightliner Сascadia. Вот это классический "американец", хотя и обтекаемый!

 

 

На снимке - "обычный" Freightliner Cascadia: существует еще более обтекаемая Cascadia Evolution

Надо заметить, что недавно появилось еще более экономичное исполнение Cascadia Evolution - с полным аэродинамическим обвесом шасси, сверхширокими задними шинами (которые так и не прижились в Европе из-за веса, габаритов и стоимости) и новой даймлеровской коробкой-роботом Detroit Diesel DT12. Как уверяют специалисты, все это позволяет сэкономить 7% топлива, и на Evolution уже поступило больше 15 тысяч заказов.

Но тягач, который я испытывал, был оснащен покупным "роботом" Eaton и обтекатели шасси были обычными. А вот задние шины действительно оказались сверхширокими: индекс 445/50 R22.5 означает, что их ширина - почти полметра! Под капотом - 530-сильный Detroit Diesel 15, оснащенный и системой рециркуляции, и мочевинной системой нейтрализации (у американцев мочевина называется не AdBlue, а DEF).

 

     

Рабочее место водителя эргономичнее, нежели у американских тягачей прошлых лет. Но все равно европейские тягачи удобнее

Кровать впечатляет не только своими размерами, но и "багажником" под ней

Столик, холодильник, гардероб, мягкая обивка... Здесь уютнее, чем в вагоне СВ!

 
Надпись у горловины топливного бака: "Только дизтопливо со сверхнизким содержанием серы"

Ну что, в кабину? На фоне компакт­но-собранных европейских тягачей Freightliner кажется громоздким, как американские легковушки пятидесятых, и бескрайним, как степи Аризоны. Кресло, как принято у американцев, кожаное, на панели - россыпь кнопок, клавиш и разномастных приборов (попробуй разберись!), над головой - высоченный потолок, за спиной - шкафы и купе со столиком, который трансформируется в кровать метровой ширины. "Встаю на стоянку - и все прощаю!"

А что придется простить "Фреду", как его называют наши дальнобойщики? Ключ зажигания расположен непривычно - слева от руля. Регулировка руля тоже непривычная - педалькой, но не слева, как у Volvo FH, а внизу рулевой колонки. Ремень безопасности не встроен в кресло, а по старинке смонтирован на стене.

Поворачиваю ключ... Несмотря на то что мотор вынесен вперед, под капот, тихим его не назовешь! Он громко урчит, а вибрации передаются на зеркала заднего вида. Переводим подрулевой селектор КПП (тоже непривычного вида) в положение "D", нажимаем желтую кнопку "ручника"... Ой, а я смогу вырулить на этом мастодонте между парковочными конусами?

"Смотри на экран", - подсказывает инструктор. Действительно, прямо над панелью расположен явно чужеродный монитор видеосистемы с черно-белой "картинкой": камера смонтирована на правом крыле, поверх зеркала. И все равно не хотел бы я маневрировать на таком "американце" в тесных проездах! Помнится, наш эксперт-дальнобойщик Дима Силин в свое время как раз на "Фреде" не смог выехать со склада - да так, что пришлось разбирать забор...

 

       

Американская техника отличается обилием предуп­реждающих наклеек

Ключ "зажигания" - слева от руля. Правее видна педалька регулировки рулевой колонки

Подрулевой селектор коробки передач выглядит непривычно

Красная кнопка - подключение "воздуха" к трейлеру, желтая - "ручник"

И на ходу Cascadia ведет себя совсем не так, как "европейцы". Кажется, что ведешь громоздкий и слегка разболтанный океанский лайнер: спереди - длинный подрагивающий "форштевень", за спиной - огромная "кают-компания", "штурвал" довольно вялый, а "робот" переключается хотя и без толчков (как это было у прежних "американцев"), но не столь незаметно и интеллигентно, как европейские аналоги: при замедлении слышится и ощущается, как КПП перебрасывает ступени "вниз".

И это один из самых современных и высокотехнологичных тягачей в Штатах? Нет, братцы, жить в таком корабле хорошо, но водить я бы предпочел европейский тягач.

 

 

Перед водителем - здоровенный капот с зеркалами, разномастные приборы... И большой экран видео­камеры, смонтированной на правом "накапотном" зеркале

Уже вернувшись из Германии, я отыскал в интернете любопытный рекламный проспект американског­о подразделения Volvo: в нем детально сравниваются Volvo VNL и Freightliner Cascadia (американская "грузовая" индустрия не стесняется подобной рекламы и антирекламы).

Мол, делается Cascadia вовсе не в США, а в Мексике, ее органы управления уступают вольвовским (которые унифицированы с европейской моделью FH), а "робот" Eaton UltraShift Plus с селектором SmartShift менее интеллигентен, нежели Volvo I-Shift, пришедший из Европы. И с последними двумя утверждениями я, пожалуй, соглашусь.

 

 

Индекс DD15 означает, что под капотом - 15-литровый Detroit Diesel, а надпись "Bluetec" - что мотор оснащен мочевинной системой нейтрализации

Телега с поля чудес

Полтора года назад я побывал в Китае на открытии совместного предприятия Foton-Daimler: статья в АР N6, 2012 называлась "Паровая телега на поле чудес", поскольку так можно перевести слово "Foton".

 

 

Foton Auman GTL - продукт совместного предприятия Foton-Daimler. Но мерседесовского здесь - только двигатель

Там же подробно рассказывалось о продукции предприятия - новом тягаче Foton Auman GTL. Вначале я думал, что его кабину (чей интерьер как две капли воды похож на интерьер модели Mercedes Actros MP3) производят по лицензии Даймлера. А оказалось, что китайцы беззастенчиво скопировали... То есть украли интерьер еще до создания СП. И мерседесовцам ничего не оставалось делать, как объявить продукт совместным!

Но на момент открытия СП в тягаче еще не было ни одного мерседесовского компонента, а теперь под кабину может устанавливаться двигатель Mercedes OM457 - рядный, 400-сильный, практически такой же, как у модели Axor. Именно такой Foton и ждал меня на полигоне.

"Ну что, - говорю Вайбергу, - интерьер-то краденый?" Тот вздыхает: "Не только интерьер. Китайцы один в один скопировали размеры кабины Актроса!"

Внутри и впрямь ощущение, что сидишь в Актросе: кнопочки такие же, руль почти такой же. Даже кондиционер есть и сиденье модное, со встроенным ремнем безопасности. А вот рычаг 12-ступенчатой коробки передач Shaanxi явно не мерседесовский - это здоровенная "кочерга", да еще с "обратной" схемой переключения (первая внизу, вторая вверху и т.д.). До этого я водил пару самосвалов с коробкой Shaanxi: на МАЗе она переключалась вполне нормально, на самом Shaanxi - на троечку с минусом. Но здесь...

 

       

Двигатель Mercedes для модели Auman GTL - один из трех возможных вариантов, поскольку основными являются китайские Cummins и Weichai

Оттенки цвета кабины и лючков различаются? Ну и что, все равно цвет - красный!

Из индекса европеец понимает только одно: мощность двигателя - около 400 л.с.

Схема переключения передач "перевернута", и усилия на рычаге огромные

Вибрации такие, что рычаг трясется как сумасшедший: чтобы сфотографировать его, пришлось глушить мотор. Хода рычага огромные, а усилия на нем таковы, что передачи либо "втыкаются" с невероятным трудом, либо не "втыкаются" вовсе. Приходилось на ощупь нашаривать хоть какую-нибудь передачу: авось включу!

"Попробуй с двойным выжимом сцеп­ления", - советует инструктор-немец. Все равно бесполезно. "Ну что, как на КАМАЗе?" - смеется инструктор. Да нет, на КАМАЗах сейчас стоят нормальные лицензионные коробки ZF. А тут - как на МАЗах с ярославской коробкой: там я тоже чуть не плакал, "вколачивая" передачи с дичайшими усилиями.

Но Foton еще и опасен на дороге. Я попробовал "качнуть" его на ходу рулем - и кабина резко накренилась, как корабль в шторм. Так и "положить" автопоезд в кювет недолго!

 

 

Интерьер нелегально скопирован у модели Mercedes Actros. Но насколько точно!

В общем, китайцам до немцев - как до Германии пешком. И хорошо, что начавшаяся было в России "раскрутка" таких тягачей заглохла вместе с уходом из представительства Foton российских менеджеров. А то рекламировали бы доверчивым покупателям Foton Auman GTL как "недорогой Mercedes, сделанный в Азии"...

Индия-Бенц

В отличие от других марок Даймлера, приобретенных или же совместных, дочерняя компания BharatBenz (Bharat - "Индия" на санскрите) искусcтвенно создана для производства и продвижения продукции концерна в Индии. Продавать там обычные грузовые Мерседесы нет смысла: они слишком дороги и сложны на фоне местного убогого транспорта! Поскольку я бывал в Индии и даже ходил в рейс с индийскими дальнобойщиками, то отлично представляю их "боевые колесницы" - с кабинами из железа на деревянном каркасе, с голым железным полом, из отверстий в котором торчат руль и педали, плетеным "креслом" водителя и деревянным ящиком вместо сиденья сменщика... В общем, тот еще хай-тек.

 

 

В основе модели BharatBenz - Mercedes Axor турецкого производства, но переделанный и предельно упрощенный

Поэтому, чтобы создать недорогую, но выносливую модель для местных условий, немцы взяли Mercedes Axor турецкого производства и превратили в BharatBenz. Открываю его дверь: а где же руль?

- Не с той стороны подошел! - ехидничает инструктор.

Ах да, движение в Индии праворульное. Обхожу машину, сажусь. Пытаюсь отрегулировать сиденье и не понимаю, в чем дело: оно по жесткости напоминает табурет. У сиденья нет подвески?

- Конечно, нет! - уже хохочет инструктор.

 

   

На кабине видны следы точечной сварки...

...а новенькая выхлопная труба уже ржавеет

Так, а чего здесь еще нет? Например, отопления: вместо регулятора "холодно-горячо" - заглушка. Зато можно заказать в качестве опции (причем других опций не существует) кондиционер.

Но в остальном - почти Mercedes! Пластик в кабине хорошего качества, щиток приборов тоже нормальный, да еще с указателями температуры (что актуально для жаркой страны) и включенной передачи.

И на дороге машина не чета Фотону. Раздражающих вибраций в кабине нет, сильных кренов тоже, передачи (даром что рычаг под левой рукой) переключаются без проблем. Разве что руль "пустой": повернул его чуть не на пол-оборота, а машина как шла, так и идет. Но, по словам инструктора, рулевое управление "один в один" заимствовано у мерседесовского Аксора.

 

       

BharatBenz выпускают и под маркой Fuso

Щиток приборов выглядит по-европейски

Daimler India - такой таблички мы еще не видели!

Вместо регулятора отопителя - заглушка

Зато тормоза... Стоило нажать тормозную педаль "в пол" - визг, юз, сизый дым. А запах-то, запах! Потому что АБС здесь тоже нет.

Зато "немецко-индийский" двигатель наверняка прекрасно переваривает местную солярку, благо отвечает нормам Euro 3. Да и с выносливостью должно быть все в порядке - судя по лонжеронам рамы (их толщина - 9 мм) и полной массе, которая равна 41 тонне.

И такие машины вовсю берут! За год с небольшим, с июня 2012 года по июль нынешнего, завод выпустил пять тысяч грузовиков, а начиная с нынешнего сентября предлагает их же под маркой другого подразделения Даймлера, японского Mitsubishi Fuso. Такие "Фусо-Бенцы" предназначены для рынков Азии и Африки, поскольку грузовики Fuso из Японии уже продаются в тридцати африканских странах.

 

 

Конечно, внутри - не Mercedes Axor. Но сделано очень аккуратно

Если же учесть, что такой BharatBenz стоит от 20 тысяч евро, или в переводе на наши деньги примерно от 860 тысяч рублей... За это можно простить и бедную комплектацию, и грубоватую сварку кабины, и ржавчину на новенькой выхлопной системе, не подобающую "настоящему" Мерседесу!

***

"А почему на вашем полигоне нет российского КАМАЗа с мерседесовскими кабиной и агрегатами?" - спросил я немцев на прощание. Те развели руками: "В Германии только один экземпляр, и он проходит сертификацию у поставщиков различных компонентов".

Между тем целая гамма "КАМАЗо-Мерседесов" дебютировала на выставке Комтранс в Москве - и о них, равно как и о новом МАЗе с мерседесовскими компонентами, мы подробно рассказываем на соседних страницах.

 

 

"Китаец" с "индийцем" - братья навек: на полигоне Daimler - Foton и BharatBenz

 

Паспортные данные
Марка Freightliner Foton BharatBenz
Модель Cascadia Auman GTL HDT 3128C
Колесная формула 6х4 6х4 8х4
Двигатель Detroit Diesel 15 Mercedes OM457 DE 205
Экологические нормы EPA 2010 Euro 4 Euro 3
Рабочий объем, см3 14800 11970 6400
Макс. мощность, л.с./об/мин 530/1800 401/1900 280/2200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 2500/1100 2000/1100 1100/1200-1600
Коробка передач Eaton RTLOM 16913L Shaanxi BharatBenz
Число ступеней 13 12 9
Тормоза спереди/сзади дисковые/барабанные барабаные/барабанные барабанные/барабанные
Шины 40000* 49000* 41000
* Для автопоезда


Другие статьи

Рейтинг@Mail.ru