Американская компания Peterbilt Motors Company на выставке MATS 2015 презентовала оптимизированный вариант седельного тягача Peterbilt 579 EPIQ, в котором объединен пакет узлов и аэродинамических устройств, заметно сокращающих расход топлива.
Техническую сторону пакета Peterbilt 597 EPIQ мы уже освещали: 13-литровый турбодизель PACCAR MX-13 с 10-ступенчатой автоматизированной КП Fuller Advantage Automated Transmission, шасси 6х2 с 2-метровым "спальником" UltraCab и шинами Goodyear с низким сопротивлением качению. Из электроники можно отметить систему мониторинга давления воздуха в колесах SmartTire Tire Pressure Monitoring System и адаптивный круиз-контроль. Априори на экономическую эффективность автомобиля влияет правильный подбор деталей и узлов, но именно установка аэродинамических элементов позволяет тягачу Peterbilt 597 EPIQ иметь меньший на 10% расход топлива, чем у серийного аналога - Peterbilt 597.
Разобраться в нюансах поможет Франк Шнэк (Frank Schneck), менеджер технического отдела компании Peterbilt. Начнем с того, что идея возникновения пакета 579 EPIQ стала генерироваться после того, как инженеры Peterbilt приняли участие с "579-й" моделью в проекте SuperTruck. Эта программа была организована и профинансирована министерством энергетики США.
Боковые секции с плавным профилем и интегрированными секциями ступеней для доступа в кабину. Внутри аэродинамичных элементов под люками находятся четыре аккумуляторных батареи.
Под боковыми обтекателями упрятаны топливный бак, емкость с нейтрализующей жидкостью DEF. Конфигурация панели направляет воздушный поток оптимальным образом, снижая динамическое сопротивление тягача.
Была перепроектирована форма спойлера и добавлены вертикальные плавные переходы между кабиной и спальным отсеком.
Спальный отсек Model 579 EPIQ оснащен 18-дюймовыми боковыми отражателями, которые к тому же имеют окантовку из 8-дюймовых резиновых расширителей. В итоге у кабины аэродинамическое оперение общей длиной 660 мм.
Peterbilt стал использовать более широкие соты в облицовке радиатора. Это сделано для улучшения охлаждения радиатора 400-сильного мотора MX-13 и для снижения лобового сопротивления автомобиля. Раньше такие ячейки использовали на мощных (более 450 л.с.) двигателях.
Дополнительное резиновое уплотнение между крыльями и бампером тоже призвано отражать набегающий воздушный поток в разные стороны грузовика. Подобный малозаметный элемент вносит свою лепту в улучшение аэродинамических характеристик тяжеловоза.
Окантовка колесной арки выполнена из прочной пластмассы и покрывает нижний периметр всего тягача. Она препятствует проникновению воздушного потока к шасси и, следовательно, повышает аэродинамические характеристики.
Резиновое уплотнение установлено в промежутке между дверью и боковым обтекателем шасси. В нишу не должен попадать воздух.
Обновленный приопущенный бампер вместе с крыльями и боковыми отражателями образует единый интегрированный обвес по всему периметру тягача. Наличие дополнительно пластикового отражателя помогает перераспределить воздушный поток в разные стороны. Однако если полуприцеп неэкипирован боковыми юбками-отражателями, то устанавливать этот дополнительный свес на бампер не рекомендуется.
Место, где под обтекателем размещена система Smartair, включающая отопитель и кондиционер. Они запитаны от АКБ, что позволяет водителям организовывать для себя микроклимат в кабине оптимальным образом без запуска двигателя.
В этой точке срыва воздушного потока на отражателе предусмотрен изгиб, помогающий направлять ветер в сторону от транспортного средства. Этот нюанс был подсказан специалистами по аэродинамике после проведения детальных расчетов.
Новые колпаки тандемных осей полностью закрывают ступицы колес и препятствуют попаданию туда воздушного потока. Прозрачный пластик имеет незначительный вес и не создает неудобств при визуальном осмотре ступицы колеса.
Задние огни интегрированы в задний бампер. Светодиодные лампы раньше располагались на кронштейне с брызговиком, но расчеты аэродинамиков показали снижение турбулентных завихрений.
Аэродинамичная форма кронштейна зеркала заднего вида спроектирована с учетом ветровых нагрузок с одновременной минимизацией динамического сопротивления.
После изучения проблемных с точки зрения аэродинамики мест специалистам Peterbilt осталось лишь "собрать урожай" и применить полученный опыт в обновленной модели.