В Россию пришла зима - как всегда, неожиданно для коммунальных служб. А вместе с ней - сезонное сужение магистралей, снежные одеяла на брошенных автомобилях и медлительные колонны ЗИЛов-снегоуборщиков... А какие машины борются со снегом на другой стороне земли, в Соединенных Штатах? |
Соединенные Штаты Америки - не самая северная страна. Но та их часть, где зимой идет снег, по площади равна половине Европы, да и в горах, которых здесь немало, снега тоже хватает. А поскольку грузоперевозками в США занимается в основном автомобильный транспорт, то очистка трасс от снега приобретает еще и важное экономическое значение... |
О том, что американцы очень консервативны, известно давно и прочно. Зажигалка - значит Zippo, мотоцикл - Harley-Davidson, тягач - Peterbilt. Оказывается, это правило распространяется и на снегоуборочные машины. Вот только снегоуборочные Кенворты или Петербилты там не встречаются: нет такой традиции! А встречаются совсем иные, весьма интересные конструкции. |
ОТ ПОСЕЛКОВ... |
Американских "снегоуборщиков" можно разделить на три группы - по узкой специализации. Первая группа - самая многочисленная. Примерно 90% такого снегоуборочного парка - одноклассники наших "газонов" и "зилков". Их используют в небольших городках и на участках шоссе, которые находятся в ведении данного городишки. В основном это грузовики International или Ford серий 700-900, а теперь еще и Sterling. |
Вот только... Почему на капоте некоторых снегоуборщиков International стоит еще и шильдик Marmon-Herrington? Ведь все энциклопедии утверждают, что эта фирма закрылась еще в шестидесятых годах! Ничего подобного. Хотя автомобили марки Marmon-Herrington больше не выпускаются, сама фирма существует до сих пор и занимается доработкой грузовиков (в том числе снегоуборочных): превращает их в полноприводные, увеличивает клиренс. |
Следующая группа снегоуборщиков работает на оживленных трассах. Тут уже выступают настоящие тяжеловесы: полная масса - до 20 тонн. Обязательно - полный привод. Мощные двигатели. Большие кузова, заполненные песком или бетонными блоками (чтобы тягач мог толкать отвалом несколько тонн снега, массу машины искусственно увеличивают с помощью балласта). |
Здесь непререкаемым авторитетом считается совершенно неизвестный в обычном "грузовом" мире Walter, выпускающий снегоуборочные грузовики с начала прошлого века. Его главный конкурент - Oshkosh. Помимо них, высокую репутацию заслужила редкая даже для Америки марка FWD (эта аббревиатура расшифровывается как "полный привод"). Выпуская менее двух десятков машин в год, FWD использует компоненты разных производителей (что вполне обычно для грузовиков в США), причем кабины закупает у своего конкурента Oshkosh. Интересно, что ни FWD, ни Walter не выпускают трехосных машин. |
Из продукции крупных производителей в этом классе традиционно пользуются спросом Autocar с хромированным радиатором (теперь эти машины носят марку Volvo) и тяжеловес Navistar Paystar. |
Кроме них хорошо известен Mack - производитель "рабочих лошадок" Америки. Под снегоочистители использовались все "рабочие" серии этой марки, плюс специально разработанная в начале семидесятых RM. Теперь армию снегоуборщиков пополнила и "магистральная" серия Mack СН: трехосные модели особенно популярны в соседней Канаде. |
...ДО АЭРОДРОМОВ |
Последняя группа, о которой стоит рассказать отдельно, - аэродромные уборщики. Пожалуй, никто не описал их работу лучше, чем Артур Хейли в своем знаменитом романе "Аэропорт": "Жаль, что снегоуборочные команды не работают на глазах у публики! Зрелище это грандиозное и захватывающее. Каскады снега гигантской дугой извергались с высоты ста пятидесяти футов; они сверкали и переливались в лучах фар и вращающихся прожекторов, установленных на крышах машин. В аэропорту эту снегоуборочную команду называли "Анакондой": у нее была голова, хвост и все аксессуары змеи, и продвигалась она вперед, извиваясь, словно в танце. Во главе ехал "лидер", старший техник на легковой машине. С помощью световых сигналов он общался с теми, кто следовал за ним: зеленый - "набрать скорость", желтый - "так держать", красный - "сбавить скорость", многократное повторение красного - "стоп". За лидером следовал снегоочиститель номер один: это был гигант "Ошкош" с огромным ножом впереди и другим ножом поменьше сбоку. Первый снегоочиститель отгребал снег в сторону, второй подбирал все, что счищал первый, и, добавив свое, отгребал всю массу снега еще дальше. За снегоочистителями шел "Сноубласт" - шестьсот ревущих лошадиных сил. Он всасывал снег, который отгребали оба снегоочистителя, и выбрасывал его могучим каскадом за пределы взлетно-посадочной полосы. Затем шли грейдеры - пять в ряд - и ножами счищали все неровности. За ножом у грейдеров стояли крутящиеся щетки: они подметали полосу, словно гигантская метла. Следом шли машины с песком: три огромных грузовика с бункерами вместимостью в четырнадцать кубометров каждый ровным слоем разбрасывали песок. Последним ехал "хвостовой Чарли" - младший техник, обязанностью которого было наблюдать за строем и подгонять отстающих. Кроме того, было еще "окружение": резервный снегоочиститель, ремонтная машина с механиками, цистерны с бензином и дизельным топливом, а также вызываемый в определенное время по радио пикап с кофе и пончиками..." Ширина ножа - 9,5 метров. Производительность - до 20 тысяч тонн снега в час при скорости 72 километра в час! Аэродромный мастодонт, который обладал такими характеристиками, назывался Walter Twin Dozer Snow Fighter: его выпуск начался еще в 1962 году. Понятно, что с тех пор прогресс на месте не стоял, но пока этот рекорд не превзойден. |
Для уборки особо важных объектов (взлетные полосы аэропортов, тоннели, мосты) используются самые мощные, самые современные и, соответственно, самые дорогие машины. Их стоимость может достигать полумиллиона долларов - особенно, если установлено шнекороторное устройство (что обычно влечет установку второго двигателя для его привода). Неудивительно, что в этом сегменте - самая ожесточенная конкуренция. Кстати, подавляющее большинство аэродромных уборщиков носит марки Walter и Oshkosh (впрочем, аэропорт Чикаго предпочел машины Mack, а бостонский аэропорт - Autocar). |
...И НИКАКИХ УНИМОГОВ! |
Характерная особенность американских снегоочистителей - мощная конструкция на "носу" для крепления переднего ножа, а также одна или две П-образных конструкции по бокам кабины - для крепления боковых ножей, или "крыльев", как их здесь называют. А компоновка самого грузовика - милая Америке капотная. Традиции - святое дело, даже в таком простом вопросе, как уборка снега... Эти особенности, да еще редкая долговечность грузовиков привели к тому, что чужакам сюда не пробиться. Например, DaimlerChrysler несколько лет продвигает на американском рынке свой всемирно известный Unimog - но пока без особых успехов. В то же время в Штатах оказалась востребованной невиданная более нигде услуга. Тридцатилетние ветераны-снегоуборщики часто возвращаются на родную фабрику для "полного капремонта": им меняют двигатель, КПП, ржавые кузовные части - и можно работать еще четверть века! Тем более что пробег невелик, а летом машина отдыхает. |
Поставщики снегоуборочного оборудования тоже давно проверены временем и рынком. Раньше лидировал канадский Sicard, теперь - компания Sno-go. Правда, сейчас "местных" пытается теснить немецкий профи в этом деле, Schmidt. |
Учитывая долгий срок службы машин, а также их ротацию из больших фирм в меньшие, нетрудно догадаться, что рынок американской снегоуборочной техники невелик: он составляет лишь доли процентов от общего выпуска грузовиков. Зато потребитель получает полностью соответствующий его требованиям штучный товар: hand-made, "сделано вручную"! Напоследок - забавный факт. В международном аэропорту Лос-Анджелеса наготове стоит тяжелый оранжевый снегоочиститель с отвалом. Но какой может быть снег в жаркой Калифорнии? Действительно, снега там не бывает. Зато бывают ураганы, которые тащат почву, ветки, мусор. А поскольку аэропорт принимает и выпускает около двух тысяч "бортов" в сутки, то убирать взлетную полосу надо в рекордные сроки. Вот и стоит, дожидаясь случая (который может и не представиться), снегоуборщик, раскаляясь под калифорнийским солнцем... |
Автор:Максим ЧЕРНЯВСКИЙ |
Вернуться назад