Главная Статьи Другие обзоры Особенности американской снегоуборки ("Авторевю" N1, 2004г. АР N1 (303))

Новости
Вернуться назад

Особенности американской снегоуборки ("Авторевю" N1, 2004г. АР N1 (303))

    В Россию пришла зима - как всегда, неожиданно для коммунальных служб. А вместе с ней - сезонное сужение магистралей, снежные одеяла на брошенных автомобилях и медлительные колонны ЗИЛов-снегоуборщиков... А какие машины борются со снегом на другой стороне земли, в Соединенных Штатах?
    Соединенные Штаты Америки - не самая северная страна. Но та их часть, где зимой идет снег, по площади равна половине Европы, да и в горах, которых здесь немало, снега тоже хватает. А поскольку грузоперевозками в США занимается в основном автомобильный транспорт, то очистка трасс от снега приобретает еще и важное экономическое значение...
    

    
    О том, что американцы очень консервативны, известно давно и прочно. Зажигалка - значит Zippo, мотоцикл - Harley-Davidson, тягач - Peterbilt. Оказывается, это правило распространяется и на снегоуборочные машины. Вот только снегоуборочные Кенворты или Петербилты там не встречаются: нет такой традиции! А встречаются совсем иные, весьма интересные конструкции.
    
    
ОТ ПОСЕЛКОВ...
    
Американских "снегоуборщиков" можно разделить на три группы - по узкой специализации. Первая группа - самая многочисленная. Примерно 90% такого снегоуборочного парка - одноклассники наших "газонов" и "зилков". Их используют в небольших городках и на участках шоссе, которые находятся в ведении данного городишки. В основном это грузовики International или Ford серий 700-900, а теперь еще и Sterling.


    
    Вот только... Почему на капоте некоторых снегоуборщиков International стоит еще и шильдик Marmon-Herrington? Ведь все энциклопедии утверждают, что эта фирма закрылась еще в шестидесятых годах! Ничего подобного. Хотя автомобили марки Marmon-Herrington больше не выпускаются, сама фирма существует до сих пор и занимается доработкой грузовиков (в том числе снегоуборочных): превращает их в полноприводные, увеличивает клиренс.
    
    
Следующая группа снегоуборщиков работает на оживленных трассах. Тут уже выступают настоящие тяжеловесы: полная масса - до 20 тонн. Обязательно - полный привод. Мощные двигатели. Большие кузова, заполненные песком или бетонными блоками (чтобы тягач мог толкать отвалом несколько тонн снега, массу машины искусственно увеличивают с помощью балласта).


    Здесь непререкаемым авторитетом считается совершенно неизвестный в обычном "грузовом" мире Walter, выпускающий снегоуборочные грузовики с начала прошлого века. Его главный конкурент - Oshkosh.
    
    
    Помимо них, высокую репутацию заслужила редкая даже для Америки марка FWD (эта аббревиатура расшифровывается как "полный привод"). Выпуская менее двух десятков машин в год, FWD использует компоненты разных производителей (что вполне обычно для грузовиков в США), причем кабины закупает у своего конкурента Oshkosh. Интересно, что ни FWD, ни Walter не выпускают трехосных машин.


    Из продукции крупных производителей в этом классе традиционно пользуются спросом Autocar с хромированным радиатором (теперь эти машины носят марку Volvo) и тяжеловес Navistar Paystar.


    Кроме них хорошо известен Mack - производитель "рабочих лошадок" Америки. Под снегоочистители использовались все "рабочие" серии этой марки, плюс специально разработанная в начале семидесятых RM. Теперь армию снегоуборщиков пополнила и "магистральная" серия Mack СН: трехосные модели особенно популярны в соседней Канаде.
    
    
    
...ДО АЭРОДРОМОВ
    
Последняя группа, о которой стоит рассказать отдельно, - аэродромные уборщики. Пожалуй, никто не описал их работу лучше, чем Артур Хейли в своем знаменитом романе "Аэропорт":
    
    
    "Жаль, что снегоуборочные команды не работают на глазах у публики! Зрелище это грандиозное и захватывающее.
    
    
    Каскады снега гигантской дугой извергались с высоты ста пятидесяти футов; они сверкали и переливались в лучах фар и вращающихся прожекторов, установленных на крышах машин. В аэропорту эту снегоуборочную команду называли "Анакондой": у нее была голова, хвост и все аксессуары змеи, и продвигалась она вперед, извиваясь, словно в танце.
    
    
    Во главе ехал "лидер", старший техник на легковой машине. С помощью световых сигналов он общался с теми, кто следовал за ним: зеленый - "набрать скорость", желтый - "так держать", красный - "сбавить скорость", многократное повторение красного - "стоп".
    
    
    За лидером следовал снегоочиститель номер один: это был гигант "Ошкош" с огромным ножом впереди и другим ножом поменьше сбоку. Первый снегоочиститель отгребал снег в сторону, второй подбирал все, что счищал первый, и, добавив свое, отгребал всю массу снега еще дальше.
    
    
    За снегоочистителями шел "Сноубласт" - шестьсот ревущих лошадиных сил. Он всасывал снег, который отгребали оба снегоочистителя, и выбрасывал его могучим каскадом за пределы взлетно-посадочной полосы.
    
    
    Затем шли грейдеры - пять в ряд - и ножами счищали все неровности. За ножом у грейдеров стояли крутящиеся щетки: они подметали полосу, словно гигантская метла.
    
    
    Следом шли машины с песком: три огромных грузовика с бункерами вместимостью в четырнадцать кубометров каждый ровным слоем разбрасывали песок.
    
    
    Последним ехал "хвостовой Чарли" - младший техник, обязанностью которого было наблюдать за строем и подгонять отстающих.
    
    
    Кроме того, было еще "окружение": резервный снегоочиститель, ремонтная машина с механиками, цистерны с бензином и дизельным топливом, а также вызываемый в определенное время по радио пикап с кофе и пончиками..."
    
    
    Ширина ножа - 9,5 метров. Производительность - до 20 тысяч тонн снега в час при скорости 72 километра в час! Аэродромный мастодонт, который обладал такими характеристиками, назывался Walter Twin Dozer Snow Fighter: его выпуск начался еще в 1962 году. Понятно, что с тех пор прогресс на месте не стоял, но пока этот рекорд не превзойден.
    
    
    
    
Для уборки особо важных объектов (взлетные полосы аэропортов, тоннели, мосты) используются самые мощные, самые современные и, соответственно, самые дорогие машины. Их стоимость может достигать полумиллиона долларов - особенно, если установлено шнекороторное устройство (что обычно влечет установку второго двигателя для его привода).
    
    
    Неудивительно, что в этом сегменте - самая ожесточенная конкуренция. Кстати, подавляющее большинство аэродромных уборщиков носит марки Walter и Oshkosh (впрочем, аэропорт Чикаго предпочел машины Mack, а бостонский аэропорт - Autocar).
    
    
...И НИКАКИХ УНИМОГОВ!
    Характерная особенность американских снегоочистителей - мощная конструкция на "носу" для крепления переднего ножа, а также одна или две П-образных конструкции по бокам кабины - для крепления боковых ножей, или "крыльев", как их здесь называют. А компоновка самого грузовика - милая Америке капотная. Традиции - святое дело, даже в таком простом вопросе, как уборка снега...
    
    
    Эти особенности, да еще редкая долговечность грузовиков привели к тому, что чужакам сюда не пробиться. Например, DaimlerChrysler несколько лет продвигает на американском рынке свой всемирно известный Unimog - но пока без особых успехов.
    
    
    В то же время в Штатах оказалась востребованной невиданная более нигде услуга. Тридцатилетние ветераны-снегоуборщики часто возвращаются на родную фабрику для "полного капремонта": им меняют двигатель, КПП, ржавые кузовные части - и можно работать еще четверть века! Тем более что пробег невелик, а летом машина отдыхает.
    
    
    
    Поставщики снегоуборочного оборудования тоже давно проверены временем и рынком. Раньше лидировал канадский Sicard, теперь - компания Sno-go. Правда, сейчас "местных" пытается теснить немецкий профи в этом деле, Schmidt.
    
    Учитывая долгий срок службы машин, а также их ротацию из больших фирм в меньшие, нетрудно догадаться, что рынок американской снегоуборочной техники невелик: он составляет лишь доли процентов от общего выпуска грузовиков. Зато потребитель получает полностью соответствующий его требованиям штучный товар: hand-made, "сделано вручную"!
    
    
    Напоследок - забавный факт. В международном аэропорту Лос-Анджелеса наготове стоит тяжелый оранжевый снегоочиститель с отвалом. Но какой может быть снег в жаркой Калифорнии?
    
    
    Действительно, снега там не бывает. Зато бывают ураганы, которые тащат почву, ветки, мусор. А поскольку аэропорт принимает и выпускает около двух тысяч "бортов" в сутки, то убирать взлетную полосу надо в рекордные сроки. Вот и стоит, дожидаясь случая (который может и не представиться), снегоуборщик, раскаляясь под калифорнийским солнцем...
    
    
Автор:Максим ЧЕРНЯВСКИЙ
 


Другие статьи

Рейтинг@Mail.ru