Хромированные кентуккские курочки
Перед тем, как отправиться на самую крупную в США выставку грузовиков Mid-America Trucking, я набрал номер "мобильника" своего знакомого, Вадима, который работает в Америке дальнобойщиком. "Подожди секунду, сейчас перестроюсь на другую полосу, - ответил он сразу. - Выставка в Кентукки? Нет, не смогу, сейчас иду с грузом в Лос-Анджелес. Но, говорят, там классные жареные курочки..." Курочки в Кентукки действительно неплохие. Но грузовики - просто чума!
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
CRAZY AMERICANS. Сумасшедшие американцы. У них - все не как у нас. В стакане с кока-колой больше льда, чем колы. Если, заказывая чай, забудешь прибавить слово hot, "горячий", обязательно принесут любимый американцами холодный чай - несладкий, безвкусный, опять же, с огромным количеством льда. Европейский "мобильник" в США напрочь отказывается работать: не та система! Напряжение в сети - не 220, а 110 вольт, да еще дырочки в розетках не круглые, а плоские. Даже унитазы устроены непривычно: в них, как в аквариуме, все время стоит вода.
"Температура в столице России - тридцать пять градусов выше нуля". Я ослышался? Ах да, это же не по Цельсию, а по Фаренгейту... "Расход топлива - семь миль на галлон". А это сколько?
Рабочий день начинается невероятно рано. Начало пресс-конференций на выставке - семь тридцать утра. Никто ничего толком не знает: I don’t know much about it, "я не слишком много знаю об этом". Вице-президент компании Freightliner не может назвать точное число выпущенных за год автомобилей! Диалог на выставке:
- Есть ли у вашей фирмы новинки?
- I don’t know much about it. Попробуйте спросить у менеджера по маркетингу, который придет через час.
На стенде Kenworth ко мне подходит сотрудник фирмы:
- Почему вы фотографируете наши грузовики?
- В чем проблема? Это же выставка! К тому же я корреспондент.
- День прессы был вчера. Сегодня нельзя...
О, Господи! Вдобавок президент страдает манией преследования: в день моего прибытия газеты пестрели заголовками о растущем числе русских шпионов. Crazy Americans. Сумасшедшие американцы.
О ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
"ГРУЗОВАЯ" промышленность Соединенных Штатов - в глубочайшем кризисе. Рынок рухнул. В марте объем производства магистральных тягачей достиг рекордно низкой отметки за последние восемь лет!
Разумеется, это сказалось на выставке. По сравнению с салоном 1999 года, на нынешнем Mid-America Trucking Show - меньше посетителей, меньше экспонатов, меньше торговых киосков. Новинок немного, а у некоторых фирм нет вообще. Представители компаний начинают свои выступления с докладов о проблемах со сбытом подержанной техники...
Почему это произошло? Ведь еще пару лет назад "грузовая" промышленность Америки двигалась вперед семимильными шагами! Первая, и основная, причина - overproduction, перепроизводство. Пик его пришелся на 1999 год, когда в США было продано около 260 тысяч новых тягачей. Компании наращивали выпуск, разрабатывали новые модели... В итоге к началу прошлого года рынок был забит до отказа не только новыми, но и подержанными тягачами. (Дело в том, что американские транспортные компании обновляют свой парк каждые три-четыре года, обменивая старые машины на новые с небольшой доплатой.) Одновременно цены на солярку подскочили на 26% за год, а объем грузовых перевозок упал на такую же отметку (почти 24%). И вот - результат. Дальнобойщики грустно констатируют: "Вся экономика идет в задницу..."
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: В ПАВИЛЬОНАХ
|
Хит сезона - Freightliner Coronado |
|
Oshkosh-танковоз |
|
Mack CН |
ПО СРАВНЕНИЮ с европейскими выставками грузовиков, салон Mid-America Trucking Show невелик. Машины всех компаний теснятся в одном, причем не очень хорошо освещенном, зале. Да и сами фирмы можно пересчитать по пальцам.
На сегодняшний момент магистральные тягачи в США выпускают восемь компаний. Три из них (Freightliner, Sterling, Western Star) принадлежат концерну DaimlerChrysler, две (Volvo и Mack) - концерну Volvo, а две другие (Petеrbilt и Kenworth) входят в концерн PACCAR, который, как известно, также владеет европейской фирмой DAF. Независимым остался только International.
Центр павильона занял огромный стенд с машинами Freightliner. Это самая напористая и агрессивная компания. Как-никак, лидер рынка, да и заокеанские боссы поддерживают...
Peterbilt и Kenworth, несмотря на то, что принадлежат одному концерну, расположились в разных концах зала. При этом на петербилтовском стенде - рай в миниатюре. Девушка играет на фортепиано, журчат фонтанчики, стар и млад толпятся в маленьком магазинчике с куртками и майками (естественно, с петербилтовской символикой). Все это неспроста: Petеrbilt - самая популярная машина у частников-дальнобойщиков, и этот имидж надо поддерживать.
Между тягачами - пикапы, пикапчики, фургоны, легкие грузовики, двигатели, коробки передач... На выставку привезли даже пару армейских машин. В зале стоял Hummer, а перед павильоном еле разместился гигантский Oshkosh защитного цвета с трейлером-танковозом (жалко, что танк на платформу не поставили!). Эту бандуру притащил местный военкомат: узнав о выставке грузовиков, вояки решили под шумок прорекламировать Вооруженные Силы.
Соседние павильоны забиты стендами со всякой всячиной. Не желаете ли стать водителем нашей транспортной компании? А вступить в общество безопасного пересечения переездов? Может, купите новую антенну? Или чудо-клей? Посмотрите, как классно он клеит ботинки!
С трудом передвигаясь в толпе посетителей, я внезапно остановился перед одним из стендов. На снимке - трейлер с надписью по-русски (!): "Передвижная христианская группа. Добро пожаловать, шофера". Стендисты, увидев меня, оживились: "Ты из России? Джим, сбегай быстренько на стоянку, принеси парню листовку на русском языке..." Оказалось, я набрел на ассоциацию передвижных церквей. "Мобильные христиане" рассуждают так: дальнобойщик все время в пути, и молиться ему негде. А тут - пожалуйста, специальный полуприцеп. Внутри - приятный интерьер из лакированного дерева, стульчики, рекламные брошюры, кафедра для проповедника.
В 1994 году миссионеры съездили в Россию - и затем передали в нашу страну три передвижные церкви, прицепив их к тягачам КамАЗ. По словам представителей ассоциации, автопоезда курсируют по кольцевой дороге вокруг Москвы, а на стоянках миссионеры показывают дальнобойщикам фильм про Иисуса. Правда, я такой автопоезд ни разу не видел...
А потом мне надоело бродить по павильонам. Я забрался в выставочный Western Star, в кабине которого звучала музыка, нашел на радио рок-волну, выкрутил регуляторы громкости в кабине и спальнике до отказа и завалился с ногами поперек широченного дивана. Десять мощных динамиков сотрясали тягач, диктор объявлял: "Вы слушали ZZ Top. А теперь - Greatful Dead!" Мое состояние вполне можно было назвать счастьем. Я думал: наверное, отчасти поэтому американцы становятся дальнобойщиками. Лететь на такой машине под забойную музыку, подставив локоть встречному теплому ветру, - разве это не кайф?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЗА ПАВИЛЬОНАМИ
|
"Изумрудный дворец".
Вот это домик! |
|
|
|
|
|
|
Peterbilt 379 по имени Wild Cat
("Дикая кошка"). Над "спальником" - "гриб" спутниковой связи |
|
Peterbilt 377: сколько здесь лампочек ! |
|
Этот Kenworth зовут Illusion ("Иллюзия") |
|
"ОТКУДА ты, парень? Из Европы? Вау! Эй, бегите все сюда, здесь европеец! Ну как тебе Америка? Правда, cool (круто)? А моя машина? Обрати внимание: это не шоу-модель, а настоящий working (рабочий) грузовик! Я на нем вожу грузы! Смотри, сколько здесь лампочек и хрома! Загляни внутрь, только аккуратно, а то каждый раз приходится полировать ступеньки... Видишь холодильник? Мне не надо есть в кафе, я экономлю кучу денег! Правда, cool? Ну, что, будешь фотографировать? Только сюда не вставай, а то наследишь..."
Это - типичный диалог на смотре самых красивых тягачей Америки, которые расположились за павильонами. Здесь, бок о бок, стоят сверкающие тягачи, принадлежащие самому многочисленному в США клану дальнобойщиков-частников, owner-operators.
"Траки" начищены и украшены, словно кошки на выставке редких пород. Сверкает все: фары, баки, зеркала, антенны. Под колесами - ковровая дорожка (честное слово!), за выхлопную трубу заткнут букетик искусственных цветов, седло сцепки заботливо укрыто мягкой "попоной", к кабине прислонена расфуфыренная кукла... В кабине - натертый паркет (в крайнем случае - мягкий палас), деревянные накладки педалей покрыты лаком, дверной проем загорожен цепочкой с надписью "Руками не трогать!" Да еще капот откинут - так, чтобы было видно хромированное великолепие двигателя и разноцветные шланги.
Думаете, водители делают все это собственными руками? Ничего подобного. Это только у нас дальнобойщики клепают "спалки" и варят топливные баки по собственному проекту. А в США все решают деньги. От владельца требуется только сумма, зачастую превышающая стоимость самого тягача, и чуть-чуть фантазии. Существуют толстенные каталоги аксессуаров и масса фирм, занимающихся подобными переделками. Остается только выбрать детали и заплатить за работу. Удобно. Но скучно, честное слово...
К спальным отсекам некоторых тягачей приставлены лесенки: загляни и насладись. Народ заглядывает и наслаждается. Один "спальник" отделан в античном стиле (даже гипсовый бюстик стоит). Другой - уютное семейное гнездышко с занавесочками в рюшах и фотографиями на стенах. В третьем по светильникам-трубам бегут разноцветные водяные пузырьки.
А это что? На кабине - табличка: "Спальник не здесь. Зайдите в трейлер". Захожу. Мама моя! В передней части полуприцепа, за толстым плюшевым канатом, перегораживающим вход, - настоящая квартира. С ковром на полу, потолком в зеркалах, деревянной резной мебелью, туалетом, где стоят фаянсовые раковина и унитаз... "Ваше хозяйство?" - спрашиваю у молодой женщины, развалившейся неподалеку в шезлонге. "Мое. Но я за рулем не сижу. Еще чего! Пусть этим муж занимается. А я готовлю, прибираюсь. Что возим? В основном, оборудование для выставок".
Впрочем, женщины-дальнобойщицы - распространенное явление в Америке. Стоит такой божий одуванчик (морщинистые руки мелко трясутся: возраст...) и бойко тараторит: "Да, моя машина. Я ее хозяйка и водитель. А что тут тяжелого? Я вожу траки двадцать два года, и все - марки Kenworth. Этот я купила в позапрошлом году за сто тысяч долларов, а еще 160 тысяч ушло на отделку и прибамбасы". Тягач милой бабушки стоит двести пятьдесят тысяч "зеленых"!
Многим тракам хозяева дают имена, выписывая их на бортах тонкой вязью. "Гордость Боба", Not too Blue ("Не слишком грустный"), "Грузовик в стиле Cadillac", "Дворец Стива и Марты Брукс" (действительно, дворец: спальник величиной с хорошую дачу!). А вот роспись аэрографом, как в Европе, не распространена.
Владелец Volvo 770 разложил на раме коробки с бесплатными кассетами на религиозные темы (типа "Сатанизм - прибежище дьявола"), а сам нахваливает машину: "Я обожаю свой Volvo! Он такой комфортабельный, тихий, и ест совсем немного..." Когда я заметил, что большинство узлов и агрегатов этой модели заимствованы у европейского Volvo FH, собеседник искренне удивился: "А что, в Европе тоже есть автомобили Volvo?" Как говорится, хоть стой, хоть падай.
Когда стемнело, народ валом повалил в концертный зал, расположенный на территории выставки. Выступала "старая гвардия" - группа Creadens Clearwater, гремевшая в семидесятых (правда, теперь ее состав сильно изменился, и появилась приставка Revisited). А перед концертом всех запустили в огромный зал с бесплатной едой и питьем. Выбор типично американский: кока-кола, чипсы, хот-доги. Ешь до отвала...
Послушав в течение получаса изрядно постаревших "монстров рока", я выбрался из здания и пошел обратно, к тягачам. Так и есть! С наступлением темноты траки зажгли огни. На каждом - мириады разноцветных лампочек. Оранжевыми огоньками выписано имя владельца на бампере, зелеными подсвечен "спальник", красные окаймляют шасси... Все это мигает и переливается. Некоторые умудряются подсвечивать двигатель (предварительно сделав прорези в капоте и закрыв их плексигласом) и днище. Есть даже самосвалы, кузова которых опоясаны огнями не хуже рождественской елки. Настоящая феерия!
Чтобы сфотографировать все это получше, я забрался на раму тягача, стоящего в отдалении. И сразу услышал раздраженное: "Слезай! Здесь нельзя стоять! Это МОЯ машина!" М-да. Crazy Americans. Сумасшедшие американцы. Но какие у них грузовики...