Обвал
То, что импорт грузовиков рухнул, было ясно давно. Но насколько - мы не предполагали! За прошлое полугодие в России было растаможено 42777 новых и 25017 подержанных грузовиков всех классов, за нынешнее - соответственно 4393 и 4574 автомобиля. Таким образом, импорт в целом уменьшился в семь с половиной раз.
А сильнее всего кризис и заградительные пошлины ударили по новым тяжелым грузовикам и тягачам. Если за прошлое полугодие было растаможено больше 21 тысячи таких машин, то за нынешнее - меньше тысячи. Падение в 21 раз! И это неудивительно: за прошлый год импортеры завезли в страну столько техники, что торговать ей можно не год и не два.
Сейчас из-за границы приходят только машины "под заказ", при этом практически полностью прекратился ввоз "китайцев". Любопытно, что четвертое место по импорту новой техники теперь занимает украинский КрАЗ: он поставил в Россию 57 грузовиков - при том, что выпустил за полгода 81 автомобиль.
Импорт новых тяжелых грузовиков |
Импорт подержанных тяжелых грузовиков |
По нашей информации, потерпел неудачу амбициозный мультибрендовый проект новообразованной компании Трак Центр. Он предполагал продажу с площадок по всей стране и обслуживание грузовиков сразу трех марок - MAN, IVECO, Renault. До кризиса были заключены договоры на поставку нескольких тысяч машин MAN и IVECO, но ситуация изменилась, да и мультибрендовая политика не очень устраивает представителей зарубежных компаний.
Сейчас Трак Центр Казань, в помпезном открытии которого принимало российское руководство компании MAN, будет ремонтировать... китайские автобусы и НефАЗы, работающие в городе. Впрочем, строительство комплексов продолжается: вскоре откроется пятый по счету, в Самаре.
Что касается итогов продаж, то их не решилось обнародовать ни одно "грузовое" представительство! Но, по неофициальным данным, больше всего тяжелых грузовиков (около 450 единиц) удалось реализовать компании Volvo. От нее слегка отстает Scania, следом идет MAN. Компания IVECO в общей сложности продала столько же грузовиков, сколько и MAN (около четырех сотен), однако тяжелых из них - лишь треть.
Mercedes и Renault поставили клиентам примерно по сто тяжелых машин, Ford продал столько же турецких Cargo. При этом ввоз Сargo полностью прекратился (хотя за прошлое полугодие было растаможено 870 единиц).
А с января 2010 года продавцов и покупателей грузовиков-иномарок ждет очередной удар - в виде экологических норм Euro 4. Действие существующих сертификатов Euro 3 продолжится до окончания их срока, но вот получить новые можно будет только при соответствии Euro 4. "Под раздачу" попадут и российские производители надстроек: они уже не смогут сертифицировать самосвалы и т.д. на импортных шасси Euro 3. Выход один - в налаживании сборки шасси на российской территории. Scania планирует приспособить для этих целей питерский завод автобусов, у IVECO, в свою очередь, есть СП в Миассе.
А еще, по мнению экспертов, новое постановление обрушит рынок "бэушек": можно будет ввозить только подержанные машины Euro 4 - проще говоря, не старше 2006 года выпуска. Кому нужен подержанный тягач с "мочевинным" двигателем для перевозок по стране? Поднимите руки!
Импорт грузовиков и автобусов: итоги полугодия
Ввоз автобусов в РФ |
|
Новые |
Количество, шт. |
Ford |
206 |
Toyota |
111 |
IVECO |
48 |
MAN |
46 |
Higer |
44 |
Богдан |
36 |
Volkswagen |
27 |
Hyundai |
21 |
Yutong |
12 |
Volvo |
6 |
Temsa |
5 |
Mercedes-Benz |
4 |
Scania |
4 |
Cobus |
3 |
Neoplan |
3 |
Ikarbus |
2 |
Прочие китайские марки |
14 |
Прочие |
3 |
Всего |
595 |
Подержанные |
|
Hyundai |
118 |
Daewoo |
57 |
Kia |
51 |
Toyota |
28 |
Mercedes-Benz |
19 |
Neoplan |
5 |
MAN |
2 |
Temsa |
2 |
Volvo |
1 |
Прочие |
13 |
Всего |
296 |
Ввоз грузовых автомобилей в РФ |
||
Полной массой 2,8-3,5 т |
||
Марки |
2009 |
2008 |
Новые |
Количество, шт. |
|
Nissan |
699 |
1466 |
Mazda |
526 |
1611 |
Ford |
509 |
1966 |
Mitsubishi |
433 |
3436 |
Volkswagen |
320 |
975 |
LDV |
181 |
754 |
Renault |
47 |
132 |
Mercedes-Benz |
38 |
182 |
Citroen |
32 |
65 |
Peugeot |
29 |
1115 |
Kia |
16 |
30 |
Hyundai |
10 |
12 |
Прочие |
10 |
1963 |
Всего |
2850 |
13707 |
Подержанные |
Количество, шт. |
|
Mercedes-Benz |
432 |
1550 |
Volkswagen |
393 |
937 |
Ford |
192 |
834 |
Kia |
115 |
53 |
Nissan |
74 |
592 |
Mitsubishi |
72 |
314 |
Renault |
68 |
287 |
Toyota |
65 |
817 |
Hyundai |
44 |
38 |
Opel |
41 |
137 |
Citroen |
31 |
65 |
IVECO |
31 |
253 |
Peugeot |
25 |
91 |
Fiat |
22 |
139 |
Isuzu |
13 |
126 |
Прочие |
10 |
203 |
Всего |
1628 |
6436 |
Полной массой 3,51-6,5 т |
||
Марки |
2009 |
2008 |
Новые |
Количество, шт. |
|
Ford |
183 |
1781 |
Volkswagen |
175 |
243 |
Mercedes-Benz |
79 |
649 |
Hyundai |
12 |
325 |
Прочие |
15 |
1190 |
Всего |
464 |
4188 |
Подержанные |
Количество, шт. |
|
Isuzu |
61 |
884 |
Toyota |
40 |
664 |
Mercedes-Benz |
36 |
159 |
Mitsubishi |
25 |
743 |
Hino |
20 |
167 |
Dodge |
16 |
43 |
Nissan |
10 |
202 |
Прочие |
35 |
390 |
Всего |
243 |
3252 |
Полной массой 6,51-15,99 т |
||
Марки |
2009 |
2008 |
Новые |
Количество, шт. |
|
Tata |
52 |
355 |
Hino |
41 |
113 |
Hyundai |
23 |
2008 |
Mercedes-Benz |
20 |
67 |
IVECO |
12 |
58 |
Прочие |
15 |
886 |
Всего |
163 |
3487 |
Подержанные |
Количество, шт. |
|
Isuzu |
111 |
530 |
Mercedes-Benz |
86 |
510 |
Mitsubishi |
68 |
403 |
IVECO |
61 |
102 |
Hino |
56 |
401 |
MAN |
33 |
245 |
Nissan |
28 |
226 |
Freightliner |
11 |
91 |
Прочие |
48 |
378 |
Всего |
502 |
2886 |
Полной массой от 16 т |
|||
Марки |
2009 |
2008 |
|
Новые |
Количество, шт. |
Кол-во, шт. |
|
Всего |
В том числе тягачей |
||
MAN |
282 |
164 |
3921 |
Volvo |
192 |
118 |
3018 |
Scania |
77 |
25 |
2998 |
КрАЗ |
57 |
2 |
713 |
Tatra |
44 |
10 |
224 |
Renault |
41 |
40 |
769 |
Mercedes-Benz |
40 |
19 |
902 |
Shaanxi |
28 |
7 |
232 |
Howo |
26 |
7 |
1688 |
DAF |
22 |
22 |
379 |
Hino |
18 |
4 |
0 |
Sisu |
17 |
0 |
29 |
FAW |
10 |
6 |
1508 |
Прочие |
62 |
23 |
5014 |
Всего |
916 |
447 |
21395 |
Подержанные |
Всего |
В том числе тягачей |
Кол-во, шт. |
Volvo |
515 |
474 |
2462 |
DAF |
385 |
360 |
846 |
Scania |
242 |
216 |
541 |
MAN |
207 |
135 |
1068 |
Renault |
184 |
166 |
808 |
Mercedes-Benz |
183 |
116 |
930 |
Freightliner |
117 |
116 |
3020 |
IVECO |
83 |
62 |
490 |
Hino |
77 |
0 |
0 |
Isuzu |
49 |
1 |
219 |
Mitsubishi |
39 |
2 |
153 |
Nissan |
37 |
6 |
119 |
Daewoo |
24 |
2 |
180 |
Kenworth |
23 |
23 |
244 |
International |
11 |
10 |
480 |
Прочие |
25 |
8 |
883 |
Всего |
2201 |
1697 |
12443 |
Подготовлено информационно-аналитической компанией ВладВнешСервис по данным Федеральной таможенной службы. Учитываются растаможенные автомобили
Автозаводы СНГ: итоги полугодия
Производство грузовиков и автобусов в СНГ (по предварительным данным АСМ-холдинга)* |
||||
Автозаводы и марки |
январь-июнь 2009 г. |
январь-июнь 2008 г. |
темп, % |
|
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И ШАССИ (ШТ.) |
||||
Россия |
39327 |
144443 |
-72,8 |
|
АМО ЗИЛ, Москва |
939 |
2686 |
-65,0 |
|
в том числе |
ЗИЛ-5301 Бычок |
129 |
122 |
+5,7 |
ООО ГАЗ, Нижний Новгород |
16539 |
80118 |
-79,4 |
|
в том числе |
Соболь |
1408 |
5515 |
-74,5 |
Газель бортовая |
9332 |
47305 |
-80,3 |
|
Газель цельномет. фургон |
2974 |
12290 |
-75,8 |
|
Maxus |
149 |
- |
- |
|
Валдай |
103 |
3358 |
-96,9 |
|
ГАЗ-3307/3308/3309 |
2573 |
11650 |
-77,9 |
|
АО КАМАЗ, Набережные Челны |
10809 |
28090 |
-61,5 |
|
АО АЗ Урал, Миасс |
3085 |
8587 |
-64,1 |
|
ОАО Ивеко-АМТ, Миасс |
79 |
169 |
-53,3 |
|
АО УАЗ, Ульяновск |
3123 |
12011 |
-74,0 |
|
АО Северстальавто-Исудзу, Елабуга (Isuzu) |
1934 |
2582 |
-25,1 |
|
АО АМУР, Новоуральск |
138 |
547 |
-74,8 |
|
в том числе |
ЗИЛ-130/131 |
65 |
207 |
-68,6 |
Tata |
73 |
344 |
-78,8 |
|
АО Иж-Авто, Ижевск |
1016 |
3212 |
-68,4 |
|
АО ВАЗинтерсервис, Тольятти |
721 |
1566 |
-54,0 |
|
ООО БАЗ, Брянск |
41 |
315 |
-87,0 |
|
ООО/АО КЗКТ Русич, Курган |
3 |
6 |
-50,0 |
|
АО Автотор, Калининград (Yuejin) |
- |
80 |
- |
|
ООО ТагАЗ, Ростовская обл. (Hyundai Porter) |
671 |
2391 |
-71,9 |
|
АО ВТС Зеленоград, Московская обл. (Volvo FH, FM)*** |
- |
272 |
- |
|
Volvo Kaluga Plant, г. Калуга, Калужская обл. |
121 |
- |
- |
|
АО Яровит Моторс, Санкт-Петербург |
4 |
9 |
-55,6 |
|
Украина |
1085 |
н.д.**** |
- |
|
ХК АвтоКрАЗ, Кременчуг |
81 |
2187 |
-96,3 |
|
АО ЗАЗ, Запорожье |
448 |
868 |
-48,4 |
|
в том числе |
Tata |
299 |
846 |
-64,7 |
Белоруссия |
6830 |
13620 |
-49,9 |
|
АО МАЗ, Минск |
6088 |
12021 |
-49,4 |
|
в том числе |
тягачи |
1215 |
4696 |
-74,1 |
РУП БелАЗ, Жодино |
360 |
1029 |
-65,0 |
|
РУП МоАЗ, Могилев |
54 |
64 |
-15,6 |
|
РУП МЗКТ, Минск |
198 |
352 |
-44,7 |
|
АВТОБУСЫ (ШТ.) |
||||
Россия |
13250 |
36500 |
-63,7 |
|
АМО ЗИЛ, Москва |
1 |
- |
- |
|
АО ГАЗ, Нижний Новгород |
6275 |
14172 |
-55,7 |
|
в том числе |
Газель |
5203 |
11218 |
-53,6 |
Соболь |
865 |
2887 |
|
|
Maxus |
207 |
67 |
+209,0 |
|
АО НефАЗ, Нефтекамск |
222 |
588 |
-62,2 |
|
АО АЗ Урал, Миасс (вахтовые) |
118 |
474 |
-75,1 |
|
АО УАЗ, Ульяновск |
1805 |
8468 |
-78,7 |
|
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. |
244 |
1386 |
-82,4 |
|
в том числе |
сочлененные |
42 |
254 |
-83,5 |
ООО КАвЗ, Курган |
121 |
972 |
-87,6 |
|
ООО ПАЗ, Павлово |
2227 |
7407 |
-69,9 |
|
АО ГолАЗ, Голицыно, Московская обл. |
24 |
206 |
-88,3 |
|
в том числе |
Ford Transit |
- |
20 |
- |
АО/OOO Волжанин, Волжский |
94 |
157 |
-40,1 |
|
АО Тушино-Авто, Москва (ЛиАЗ, Волжанин) |
28 |
262 |
-89,3 |
|
ООО Самотлор-НН, Нижегородская обл. |
486 |
557 |
-12,7 |
|
АО Мичуринский автобус, Мичуринск |
2 |
43 |
-95,3 |
|
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург (Scania) |
27 |
55 |
-50,9 |
|
АО ЕвоБус Русслэнд, Коломна (Mercedes Sprinter) |
- |
40 |
- |
|
OOO РЗГА, ООО ТаГАЗ, Ростовск. обл. (Hyundai County) |
276 |
175 |
+57,7 |
|
ООО Русские автобусы-Марко (Голицыно, Н. Новгород) |
50 |
242 |
-79,3 |
|
ООО Sollers-Елабуга (Fiat Ducato) |
641 |
405 |
+58,3 |
|
ООО Нижегородец, Нижний Новгород (Ford Transit) |
605 |
891 |
-32,1 |
|
ООО РоАЗ, Ростовская обл. |
2 |
- |
- |
|
АО Транс-Альфа Электро, Вологодская обл. (ВМЗ Олимп) |
2 |
- |
- |
|
Украина |
494 |
5625 |
-91,2 |
|
АО ЗАЗ, Запорожье (I-VAN) |
55 |
367 |
-85 |
|
Белоруссия |
823 |
1163 |
-29,2 |
|
АО МАЗ, Минск |
724 |
946 |
-23,5 |
|
РУП Неман, Лида |
н.д. |
73 |
- |
|
ТРОЛЛЕЙБУСЫ (ШТ.) |
||||
Россия |
284 |
292 |
-2,7 |
|
ООО Тролза, Энгельс |
149 |
80 |
+86,3 |
|
АО Транс-Альфа Электро, Вологодская обл. |
58 |
59 |
-1,7 |
|
АО Башкирский троллейбусный завод, Уфа |
31 |
33 |
-6,1 |
|
АО Завод Трансмаш, Волгоград |
- |
5 |
- |
|
АО Тушино-Авто, Москва |
46 |
80 |
-42,5 |
|
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. |
- |
35 |
- |
|
Белоруссия |
238 |
184 |
+29,3 |
|
* В таблице не указан ряд предприятий |