Дальнобойщик — на первый взгляд, работа мечты. Водитель колесит по бескрайним просторам нашей родины, общается с людьми и получает относительно неплохой доход (конечно, последнее зависит от многих факторов – работодателя, опыта и т.д.). Неудивительно, что у многих молодых и не очень людей возникает вопрос – а как стать дальнобойщиком, с чего начать свой путь? В этой статье постараемся на него ответить.
Особенности сферы деятельности
Две основных категории водителей, работающих с дальними грузоперевозками:
- Штатные. Работают на какую-либо транспортную компанию и выполняют заказы, которым им будут переданы.
- Индивидуальные предприниматели со своей собственной машиной, которые сами ищут заказы и выбирают, какие брать, а какие нет.
Проще всего, когда заказы по России – достаточно пройти ТО и оформить надлежащие документы на груз. Если же перевозка трансграничная, то здесь есть нюансы. Например, если компания ведет работу в Европейском Союзе, то дальнобойщику необходимо получить обязательный сертификат, известный как код 95 (в случае, если грузовик весит более 3500 кг).
Из РФ перевозки чаще всего осуществляются в следующие страны: Беларусь, КНР, Финляндия, Казахстан, Турция. Диапазон перевозимой продукции очень широк – от продуктов и алкоголя до электроники и автомобилей.
Основные документы, которые должны быть в наличии у каждого дальнобойщика:
- Водительские права категории «С» / «Е».
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Лицензия на перевозку груза (выдается Министерством транспорта России).
- Доверенность – только в случае работы по найму.
- Талон о прохождении техосмотра.
- Страховка на авто.
- Путевой лист.
- Товарно-транспортная накладная.
С таким набором документов не страшны никакие проверки на дороге. В Европе предельно важно соблюдать правила дорожного движения. В России наказания более лояльные, а в ЕС можно налететь на существенный штраф.
Как стать дальнобойщиком в России
Два основных требования к кандидату: это водительские права категории «С» / «Е» (в зависимости от вида авто), дающие право водить грузовик, и технические знания о машинах (даже лучше – образование автомеханика). В дороге может случиться всякое, и хорошо, если есть возможность оперативно добраться до ближайшей станции технического обслуживания. Во многих случаях потребуется принимать экстренные меры самостоятельно, основываясь на собственных знаниях и опыте.
Четыре основных этапа становления дальнобоя:
- Автошкола. Уже должны быть права категории В, с которыми затем нужно пройти переподготовку на категорию С. По времени это занимает в среднем 1,5-2 месяца. На занятиях расскажут о важных особенностях вождения грузовиков, с которыми не сталкиваются водителю легковых авто. Например, что нельзя передвигаться дальше второй полосы на трассах с 3+ полосами или как правильно просчитать радиус разворота. Практические занятия включают в себя езду на КАМАЗ или ЗИЛ с полным приводом. Основные упражнения: разворот, параллельная парковка, умение правильно (максимально плавно) крутить руль, трогаться на подъеме и пр. Затем, разумеется, тренировки в городе.
- Поиск работы. Вакансий не так много, как хотелось бы, но они есть, даже для кандидатов без опыта. Начинают обычно с перевозок в рамках города, чтобы набраться опыта – развозка товаров по магазинам и т.п. Скорость вождения в пределах 75 км/ч, машина будет обычно загружена по максимуму. В обязанности входит не только езда, но и проверка документов, накладных, пересчет груза. Достаточно хлопотно, но без этого никак.
- Переквалификация. Отработав таким манером примерно год, можно снова отправляться в автошколу, уже за категорией «Е» – учебная машина, как правило, это ЗИЛ с прицепом. Необходимо научиться задним ходом подъезжать на погрузку, ехать задом просто по прямой, разворачиваться на 90 градусов, ориентироваться по габаритному рожку и многое другое.
- Снова поиск работы. В крупные компании часто берут и неопытных, однако машину могут дать не самого лучшего состояния. И все же этого достаточно, чтобы набраться опыта и постигнуть все азы. Желательно пообщаться с ремонтниками, можно узнать важные нюансы о техническом состоянии машин и их особенностях.
Так выглядит стандартный путь к мечте у многих водителей дальнего следования. Теперь вы ориентировочно знаете, что нужно, чтобы стать дальнобойщиком, остальное же придется узнавать постепенно на своем опыте и ошибках. Какую машину купить, как грамотно водить, чтобы не создавать неприятностей на дороге себе и другим, что взять с собой в путь, эти важные вопросы следует проработать как можно более тщательно. И конечно, не забывайте, что у работы дальнобойщика есть и свои минусы – в ней достаточно много сложностей и подводных камней.